Послевоенный джаз

Краткое схематическое описание того, как джаз развивался после эры свинга.
Когда джаз перестал быть частью поп-культуры, когда на сцену вышли вокалисты и боперы, джаз перестал быть музыкой для людей и стал музыкой для музыкантов. Всё, что было до этого – джаз классический, всё, что после – современный или модерн-джаз. Такой джаз редко находит отклик в широких массах слушателей, но музыкантам, во время борьбы за свои гражданские права, получившими уже какое-то музыкальное образование, было не до вкусов публики. Начались эксперименты, которые сделали джаз тем, что он есть сейчас. В определённые периоды возникали сомнения насчёт того, является ли джазом то, что играют современные джазовые музыканты. И, что совершенно точно, джаз сознательно перестал быть музыкой для танцев.
Из вокалистов с музыкальным сопровождением разросся жанр популярной песни, по сей день самый распространённый вид музыки. Тогда же путём некоторого упрощения джазовой традиции родился ритм-н-блюз. Много риффов, моторный ритм, отрывная игра духовиков – эта музыка была проще и понятнее джаза и забрала у последнего часть его поклонников.
Бибоп – головокружительное усложнение ритма и гармонии, сумасшедшие темпы. Музыканты не хотят играть «старое дерьмо» в биг бэндах и складывается совершенно новый тип музыки. Начало экспериментов с бопом было положено в начале 40-х годов.
Кул джаз – в конце 40-х годов в противовес сверхгорячей музыке бопа приходит новая, интеллектуально-отстранённая музыка с минимумом экспрессии.
Затем приходит пора экспериментов с ладовым джазом, модальным джазом, хард-бопом и другими стилями. Дерево джазовых направлений в 50-е разрастается всё шире. При этом параллельно существуют традиционные стили – свинг и диксиленд, которые никогда не теряют всех своих поклонников. На арену выходит рок-н-ролл и окончательно лишает работы Фрэнки Мэннинга и его шоу. Европейская интерпретация танца линди хоп под музыку рок-н-ролла дала жизнь новому танцу – буги-вуги. Его никогда не танцевали в Америке, но его популярность в Европе была велика.
К 1960 году эксперименты с ритмом, гармоний и структурой музыки приводят к идее свободного джаза. У музыкантов нет ничего общего, их объединяет лишь некое эмоционально-духовное единство. Сообщество джазменов разделилось в оценке нового течения, лицом которого стал саксофонист Орнетт Коулмэн. Для кого-то такое развитие джаза казалось его смертью.
В 60-е годы на смену рок-н-роллу приходит, твист и чуть позже диско. Тем самым культура парных танцев надолго выпадает из широкого поля зрения.
Вершина сложности джазовой музыки, по всей видимости, было достигнута в произведениях Джона Колтрейна, который был помимо всего прочего личностью очень широкого масштаба, духовным кумиром для многих людей. В современности многие джазовые составы играют нечто между бопом и музыкой Колтрейна.
В дальнейшем джаз развивался по пути слияний со всякими другими музыкальными стилями. Стараниями Майлса Дэвиса заметное признание получил джаз-рок. Предпринимались попытки совместить симфоническую и джазовую традиции.
В 80-е возник термин world-music – смешивание джазовой традиции с этническими мелодиями по всему миру.
Вероятно, самым неожиданным музыкальным помешательством 90-х стал неосвинг, радостный, почти любительский праздник джамп-блюза, свинга и горячих танцев. Среди музыкантов данного направления были и искушённые исполнители, такие как Брайан Зетцер и Squirrel Nut Zippers, но по большей части ретро-свинг исполняло поколение “двадцать-с-лишним”. Настоящего свинга там было немного, но для многих неосвинг стал дверью к переоткрытию классического свинга.
Современный джаз, исполняемый большей частью в качестве музыкального сопровождения чего-либо, по большей части так ресторанным джазом и называется. Мэйнстрим – это исполнение старых джазовых стандартов, лишённое попыток играть что-то сложное и заумное, такой джаз можно встретить чаще всего. Как правило, это не интересно ни слушать, ни танцевать.
Изредка встречаются более-менее серьёзные музыканты, которые пытаются более строго выдерживать стиль свинга, реконструировать старый стиль или играть по-своему с соблюдением старых канонов. Такие бэнды иногда встречаются и очень ценятся танцорами по всему миру.
Переживает период возрождения и традиционный джаз. Много новоорлеанских команд играют музыку так, как это бы делали их ровесники 70-90 лет назад. Новый Орлеан по-прежнему очень музыкальный город.



Вернуться к списку статей