Бибоп

Бибоп – манифест чёрных музыкантов
В истории джаза нет, пожалуй, другого течения, которое столь же выпукло, как бибоп (или боп), отразило бы характер породившей его общественной среды. Музыкальные принципы бибопа сложились в недрах культуры своего времени. Сам характер музыки ярко воплотил в себе новые социальные сдвиги.
Нужно иметь в виду, что стиль бибоп был полностью создан черными музыкантами. Белые джазмены — Гудмен и школа Среднего Запада — сыграли заметную роль в становлении свинга, но к бопу они практически не имели никакого отношения.
Почти все пионеры бопа родились около 1920 года и выросли совсем в иных условиях, чем Луи Армстронг и Джелли Ролл Мортон. До первой мировой войны большинство белых американцев воспринимали негров как людей, находящихся на более низкой стадии развития, не способных занимать достойное положение в обществе, пригодных лишь к физическому труду. Но в 20-е и 30-е годы отношение к неграм начало меняться. У творческой интеллигенции рос интерес к негритянскому искусству, фольклору, джазу. Джаз показал обществу условность расовых барьеров. Прогрессивные политические организации энергично выступали за равноправие негров.
В середине 30-х годов негры все более активно утверждали себя в различных областях искусства. Актеры Кэнада Ли и Поль Робсон, писатель Ричард Райт, певица Мариан Андерсон получили широчайшую известность в Америке и за ее пределами. Идею врожденного превосходства белых — философскую и эмоциональную основу сегрегации — уже невозможно было оправдывать. Белые подспудно чувствовали, что необходимо что-то изменить, молодежь считала, что это надо сделать немедленно. Негры перестали считать себя людьми второго сорта, более критически смотрели на окружающую их культуру. В их взгляде были горечь, обида и презрение к обществу белых.
Горечь в душе молодого черного музыканта имела свои причины. В конце 30-х годов, в пору расцвета свинга, он был лишен возможности работать в больших оркестрах белых, если же ему случалось найти работу — ему меньше платили, и, самое унизительное, он не мог пригласить друзей и родных в большинство залов, где он выступал. Во время гастролей музыкант-негр питался в кварталах для цветных и ночевал в частных комнатах, а не в гостиницах. Он видел, как белые наживаются на его музыке, распределение славы и денег было несправедливым. В результате к 1940 году в джазе работало много молодых негров, неприязненно относящихся к белым, не доверявших им, стремившихся следовать в жизни своим, независимым путем.

Особенности бопа
Поскольку боп исполнялся малыми группами, где допускалось всякое экспериментирование, то “риффы” или повторные фразы свинговых оркестров стали постепенно отмирать в джазе, уступая место более продолжительной сольной линии. Теперь солист бопа вступал и останавливался в самых неожиданных местах, переставляя свои дыхательные паузы и акценты, а иногда он создавал такую длинную и ломаную мелодическую линию, которая шла вразрез с обычными интервалами. Здесь уже больше не было восходящих и нисходящих аккордов, столь характерных для всей эры свинга

Уход от стиля свинг в бибоп, потеря массовости
Однако жесткий формат биг-бэнда и его танцевально-прикладная роль, дискриминация черных артистов на радио и в граммзаписи, все увеличивающееся подчинение свинга диктату коммерческой эстрады сковывали творческие потенции молодых негритянских джазменов. Выступая в начале 40-х годов перед небольшими кружками сочувствующих и понимающих знатоков, они искали иные пути самовыражения в сочетании намеренно интеллектуализированного “композиторского” подхода к использованию резко усложненных гармонических средств с небывалой дотоле интуитивной свободой, изобретательностью и энергией полиритмического движения, в свою очередь радикально преобразующего весь мелос их импровизаций.
Тема в обычном ее понимании как знакомой или хотя бы легко запоминаемой мелодии популярной песни, симметрично членящейся на отдельные предложения, исчезала. Ее заменял потокок длинных асимметричных фраз, похожих скорее на драматизированное речитативное повествование, перемежаемое агрессивно напористыми вопросами, язвительными инвективами, саркастическими передразниваниями и другими проявлениями устно-вокального диалога и агона. Вместе с тем би-боп (или боп) как стали называть к середине 40-х годов новый джаз, в очень большой степени мотивировался желанием черных джазменов сочинять музыку, причем не развлекательную, а концертную. Иначе говоря – быть признанными в качестве “серьезных” композиторов и победить белых на их собственной территории, то есть на поприще “высокого искусства”, куда джазовым музыкантам путь был дотоле заказан. Ближайшим следствием такой установки была утрата бопперами, а с ними и всем джазом, массовой аудитории, как черной, так и белой, переключившейся, соответственно, на карнавально-оргиастические жанры ритм-энд-блюза и его европеизированного двойника – рок-н-ролла.

Армстронг в послевоенные годы. Свинг, бибоп
Для любителей джаза не прошел незамеченным тот факт, что, стремясь разбогатеть, Армстронг приостановился в своем творческом развитии. “Конечно, записи серии “Hot Five” великолепны, — говорили они, — но то, что он делает сейчас, не представляет для нас никакого интереса”. Была еще и другая, пожалуй, более важная причина, изменившая отношение публики к Армстронгу. Я имею в виду внезапное появление в 1945 году нового музыкального течения, получившего название “бибоп” (или просто “боп”). Бибоп был создан молодыми, воинственно настроенными негритянскими музыкантами нового поколения, которые не только совершили переворот в музыке, но и решительно выступили против расового неравенства. Горечь и обида, вызванные положением негров в Америке, заставили их критически взглянуть на американское общество, пораженное лицемерием и бездушием, страдавшее от духовной пустоты. Они придерживались самых различных политических взглядов. Многие из них вообще не имели четких политических позиций. Но всех их объединяло желание отгородиться от белых и создать свою самобытную негритянскую культуру.
Боп был не только новой музыкальной формой, но и выражением жизненной позиции. Отсюда и его мятежный, агрессивный характер. Одним из нововведений его создателей было широкое использование так называемых альтерированных аккордов, создающих впечатление диссонанса, что страшно раздражало многих джазменов старой школы и любителей классического джаза. Отказавшись от среднего темпа, рассчитанного на танцующих, боперы играли или очень быстро, или, наоборот, очень медленно. Вместо традиционных акцентов на первую и третью доли такта они предпочитали делать ударение на вторую и четвертую доли или даже на полусчет. Именно это ритмическое новшество больше всего и озадачивало музыкантов постарше. Никто из них так и не научился играть бибоп.

Армстронг о бибопе
Но такая терпимость в отношении к Армстронгу появилась гораздо позже, а в первые послевоенные годы между ним и боперами шла настоящая война. Вот как высказывался в их адрес Луи: “У этих прохиндеев только одно на уме — деньги. Их душит зависть и злоба. Они хотят любой ценой выжить вас со сцены и для этого стараются быть оригинальными. Играть черт, знает как, лишь бы не так, как играли до них. Послушайте, какие нелепые аккорды они исполняют: совершенно бессмысленные, ни о чем не говорящие. Публика изнемогает от их музыки, в которой нет ни запоминающейся мелодии, ни ритма, под который можно было бы танцевать…”

Dizzy Gillespie – Salt Peanuts – 3:01
Charlie Parker – Dizzy Atmosphere – 2:47
Charlie Parker; Dizzy Gillespie Sextet – Groovin’ High – 2:41
Charlie Parker – Lester Leaps In – 4:50
Charlie Parker – Scrapple From The Apple (Little Be-Bop) – 2:59



Вернуться к списку статей