Оскар Питерсон

Дебютировал Оскар Питерсон в 1944 году в канадском джаз-оркестре Джонни Холмса (Johnny Holmes).
Первые записи музыканта вышли в Канаде в середине 40-х годов. И хотя они свидетельствовали о появлении технически безупречного пианиста, канадские любители джаза не отдали в то время должное своему соотечественнику. Однако молодой бизнесмен Норман Гранц, почуяв коммерческие возможности джаза, собирает «сборную команду» джазовых светил, куда в качестве молодого дарования приглашает и Оскара Питерсона.
С 1949 года участвовал в концертах-турне «Джаз в филармонии» по Соединенным Штатам Америки. Вот как описывал в 1949 году дебют Оскара Питерсона в Нью-Йорке журнал «Даун Бит»:
Его богатырское тело становилось удивительно легким за фортепиано, а техника ошеломила всех. Его молниеносная правая рука рассыпала горсти «боповых пассажей» и демонстрировала отличное чувство гармонического развития. Нечто подобное нам уже показывал другой иностранец-англичанин Джордж Ширинг. Но когда Оскар Питерсон стал легко выписывать «боповые фигуры» одним пальцем левой руки, что до него никто не делал, то даже самые придирчивые критики зааплодировали.
Дебютировав с “Jazz at the Philharmonic” на сцене нью-йоркского зала Карнегги-холл, Питерсон присоединился к ним на постоянной основе и совершил гастрольную поездку по Соединенным Штатам. Работая у Грэнца, в 1950 году Питерсон записал серию дуэтов с контрабасистами Рэем Брауном и Мэйджором Холли. Одна из записанных ими композиций – версия джазового стандарта “Tenderly”, стала первым хитом музыканта. Обладая изящной и непринужденной манерой игры, он умело сочетал в своей музыке свинг и би-боп. По настоящему слава пришла к Питерсону в 1952 году, когда он собрал трио, в которое на первых порах вошли гитарист Барни Кессел и контрабасист Рэй Браун. Годом позже Кессела сменил Херб Эллис, и этот состав просуществовал до 1958 года, став одним из самых успешных джазовых комбо в пятидесятые годы. Их альбомы и живые выступления снискали немалую популярность у критиков и аудитории, и в первой половине пятидесятых, Питерсон, по опросам читателей джазового журнала “Down Beat”, был признан лучшим пианистом. В 1955 году аккомпанировал Элле Фитцджеральд во время ее гастролей по Англии и Шотландии.
Трио с гитарой и контрабасом просуществовало пять лет, до 1958 года. После ухода Херба Эллиса Питерсон делает смелый поворот: меняет гитариста на барабанщика Джина Гамаза (Gene Gamage), лишая себя преимуществ оригинального ансамбля.
После того как в 1958 году гитарист Эллис покинул трио, Питерсон решился на эксперимент, взяв на его место барабанщика Эда Тигпена, которого называли самым “думающим” барабанщиком в джазовой музыке. С приходом нового музыканта изменилось и звучание коллектива – если раньше в их музыке преобладал дух творческого состязания, то теперь Браун и Тигпен давали больше возможности Питерсону проявить себя в качестве солиста. В 1960 году он вместе со своими коллегами-музыкантами и композитором Филом Ниммонсом открыл в Торонто Школу современной музыки, которая довольно успешно функционировала, но по прошествии трех лет была закрыта из-за возникших финансовых проблем. Состав Питерсон-Браун-Тигпен оказался невероятно продуктивен – музыканты вели активную гастрольную жизнь и осуществили огромное количество студийных и концертных записей. Их творческий союз распался в 1965 году, когда уставшие от изнурительных гастрольных поездок Тигпен и Браун предпочли оставить коллектив.

Скончался от почечной недостаточности 23 декабря 2007 года в городке Миссиссауга близ Торонто. Ему было 82 года.

Пианизм Питерсона отличала «красочность», соединенная с феноменальной техникой исполнения, что подчеркивает его сходство с Артом Тейтумом. В его игре слышалось влияние Эрролла Гарнера, Нэт Кинг Коула, Тедди Уилсона и Джорджа Ширинга (George Shearing). Игру Питерсона отличал мощный драйв и гибкость, позволявщая ему сочетать яркие сольные пассажи с тонкой аккомпанирующей игрой. Полнота звучания рояля, сочность туше, легкость и естественность бега, разнообразие звуков от блюзовых всплесков до оркестрового рокота сделало многие пьесы, исполненные Оскаром Питерсоном, образцами фортепианной джазовой классики.
В основе его творчества — элементы свинга и бибопа, а репертуар составляли, как правило, известные мелодии (записал альбомы с песнями популярных американских композиторов, — Гершвина, Портера, Керна, Арлена, Уоррена и других). По мнению критика Джеймса Коллиера, творчество Оскара Питерсона помогло «сделать джаз более доступным».

Известный историк джаза Скотт Янов так писал о музыканте:
Конечно, можно смело утверждать, что Питерсон играет сто нот там, где другой пианист обошёлся бы десятью; но все сто обычно оказывались на нужном месте, и ничего нет зазорного в том, чтобы демонстрировать технику игры, если это служит музыке. Питерсон не шёл от стиля к стилю, а рос внутри той стилистики, которую однажды нашёл, и в этом тоже ничего зазорного нет.
Джазовые этюды Питерсона (Jazz Exercices) стали во всем мире частью начального музыкального образования.

Oscar Peterson – D & E – 5:12
Oscar Peterson Trio – Bag’s Groove – 5:43
Oscar Peterson Trio – Happy-Go-Lucky Local (aka Night Train) – 4:52
Oscar Peterson Trio – C-Jam Blues – 3:26
Oscar Peterson – One O’Clock Jump – 5:52
Oscar Peterson Trio – Moten Swing – 2:55
Ray Brown – The Real Blues – 7:56
Ray Brown – Bluesology – 4:56



Вернуться к списку статей