Введение в ритмическую импровизацию

Занятие старшей группы 29-08-2011

Введение в ритмическую импровизацию.

Цель: значительно расширить представления об этой важной составляющей танца.

Музыка:

Jelly Roll Morton – New Orleans Bump (Monrovia)

Duke Ellington – Such Sweet Thunder

Jack McVea – On the Sunny Side of the Street

Сначала танцуем в парах, пытаясь отойти от наворачивания фигур в сторону большей интерпретации музыки, кто как умеет и кто что под этим понимает.

Встаём в круг и сольно делаем следующие упражнения

1.       Пробиваем ритм доступными нам способами.

a.       Ногами протопываем рисунок песни и ничего кроме него.

i.      берём верхний слой музыки – мелодические инструменты, которые могут весьма явственно задавать и ритм, а могут пропевать мелодию. Т.е. бейсик делать не надо, он обыгрывает более низкий уровень.

ii.      вместе с тем в музыке всё взаимосвязано, поэтому имеет смысл делать баунс при соответствующей работе, потому что мелодическая линия явно будет выстроена вокруг свинга, пульсации, поэтому ритмические вариации не должны из этой пульсации выпадать.

b.      Делаем то же самое руками

c.       Делаем то же самое голосом

i.      Здесь важно не пропевать мелодию, а пытаться раскладывать её на ритмические составляющие, ритмизировать и интерпретировать её. Некоторые мелодии легко интерпретировать, некоторые (более протяжное звучание) не очень.

ii.      Немного похоже на скэт, но скэт это пение. Высота и громкость звуков нас сейчас не интересуют, только ритм

d.      Одновременно пользуемся всеми доступными инструментами

i.      Скоординировать сразу три способа ритмического подчёркивания сложно, для этого нужна музыкальная подготовка. Но это нам и не нужно.

ii.      Мы можем пробивать ритм только за счёт наблюдения за внутренними закономерностями музыки. Если бы в музыке отдельные фрагменты не повторялись, под неё невозможно было бы танцевать. Свинг – музыка недосказанностей, в ней всегда есть пространство для того, чтобы подчеркнуть ритм.

iii.      Не нужно издавать какофонию звуков в попытке изобразить сложный ритм. В реальной жизни ведения-следования на это не будет времени. Можно поставить всего лишь пару штрихов и это уже будет гораздо лучше, чем не думать про это и ничего не делать.

iv.      Сложно не сорваться в импровизацию, стоит себя удерживать. Придерживаемся принципа от простого к сложному.

v.      Здесь не может быть единственно правильного варианта интерпретировать музыку, но есть несколько ограничивающих условий.

vi.      Не нужно делать ничего кроме ритма – сложные телодвижения, расколбас, приукрашивания движения – это те самые громкость и тон, которые нам сейчас не нужны, только ритм.

2.       Дополняем ритмический рисунок – становимся ещё одним инструментом в песне.

a.       Только ногами

b.      Только руками

c.       Только голосом (но не пением)

d.      Всеми возможными способами

i.      Справедливы все те же замечания, что и для воспроизведения ритмического рисунка музыки.

ii.      Не все виды свинговых композиций одинаково удобны для ритмической импровизации под них. В целом овладение этим инструментом значительно расширяет диапазон музыки, которую можно заполнять своим танцем (я таким образом понял весь старый свинг, в котором нужно приучиться действительно многое дорисовывать воображением, чтобы его понять)

iii.      По ходу введения мы ничего не сказали на тему того, как понять, освоить и развить обсуждаемый навык. Планируется:

1.       Копирование ритмических паттернов за преподавателем в кругу

2.       Работа в кругу и в парах

a.       Придумывание и копирование двухтактных ритмических фраз

b.      Обмен импровизационными фразами с использованием разных инструментов (ноги, руки, голос)

3.       Навык значительно развивается тренировкой, поэтому нужно периодическое повторение этого комплекса упражнений

Дальше встаём в пары и пытаемся танцевать импровизируя ритмически. Доступный инструмент: ноги

1.       Нужно избежать расколбаса с агрессивным ведением и следованием, смысл не в этом.

2.       Должен быть набор простейших движений со значительными пространствами для отыгрывания ритма ногами.

3.       Украшательства танца всем телом – это здорово, это общая конечная цель, но пока следует сосредоточиться на ногах, чтобы разработать основополагающий навык.

4.       Фундаментальный вопрос о взаимоотношений ролей в танце. Танец должен поровну создаваться обоими партнёрами. Крайностями тут могут быть партнёр, игнорирующий стремление партнёрши самовыражаться и партнёрша, игнорирующая ведение партнёра. Найти баланс сложно. На регулярных занятиях в силу их специфики много внимания уделяется техническим деталям взаимодействия, поэтому вырастают «безмолвные» партнёрши. Поэтому нужно много думать и самостоятельно пробовать искать способы вставить в танец нечто своё со стороны партнёрши (про это тоже будем говорить позже). Сейчас, если партнёрша слышит в музыке нечто, что она хочет обыграть, она доступными способами должна попросить у партнёра на мгновение остановить своё ведение. Но не грубо перехватывать её, переставая вестись. Если это делается сознательно, в качестве обоюдно одобряемого развлечения (бэклидинг), это другое дело. Партнёр должен это пространство дать. Т.е. в попытках ритмически самовыразиться нельзя ослаблять внимание к партнёрше.

5.       Второй фундаментальный вопрос – о чёткости излагаемого ритма. Если вы не уверены в том, что собираетесь сказать своими ногами, выпадения из рисунка музыки неизбежны и это очень сильно портит впечатление от танца снаружи. Как сочетается желание импровизировать и чёткость (т.е. продуманность) ритма – большой вопрос, который мы будем прорабатывать позже. Пока помним, что хорошая импровизация это та, которая была предварительно заготовлена. Даже если вы раньше этого никогда не делали. Речь не идёт о том, что нужно танцевать только заготовки. В идеале импровизация должна выглядеть по степени уверенности так, как будто это заготовка.

Рецепт на ближайшие несколько занятий – если нужно делать определённый рисунок, его стоит проговаривать про себя и добиваться его чёткого воспроизведения руками или ногами, опасаясь пропусков и лишних ударов. Если нужно импровизировать под музыку, то нужно проговаривать музыку про себя отдельными слогами, ритмизируя её, и танцевать в соответствии тем, что получается, не больше. Чем меньше (но уместнее), тем лучше.

До встречи на занятиях!