Основы ритмической импровизации в линди хопе

(план цикла занятий)

Разминка 1.

Протопывать бейсики 8,7,6 и 5-битный по отдельности, перемещаясь по полу, руками отбивая слабую долю.

8 = Step Step Triple Step Step Step Triple Step = SSTSSSTS

7 = SSTSSSS

6 = SSTSTS

5= SSTSS

Протопывать подряд 8-7-6-5 бейсики с перемещением по полу/только с бэк-степами/вообще на месте. Руки по-прежнему отмечают слабую долю. Можно делать 8-7-6-5-5 последовательность, чтобы менялся привычный рисунок акцентов.

Цель 1

Найти устойчивый способ проделывания трипл-степа такой, чтобы его исполнение было уверенным и лёгким

  • С правильным переносом веса
  • С баунсом
  • С правильной постановкой ноги в пол: не вдоль пола, акцентировано по времени.

Та же цель достигается упражнением на звукоизвлечение правильного синкопированного бейсика. По очереди все делают/один делает какие-то последовательности шагов, остальные слушают и делают выводы. Можно делать восьмёрки, семёрки, шестёрки, пятёрки, по-разному их комбинировать, акцентировать шаги и сопровождать хлопками или щелчками.

Как правильно по звучанию сделать бейсик (сложноописуемо словами)

  • Свингующее звучание (не ча-ча-ча на трипл степе)
  • Равномерность
  • Уверенность: должно быть слышно, что происходит в ногах, но и бить в пол не стоит, т.к. это разрушает ощущение свинга.
  • Быть в общем ритме, не пропускать начало и не заваливать бит / не мешать другим.

Оба упражнения преследуют ещё одну цель (по сути они оба похожи, просто первое больше на сложность ритма, второе на его чистоту)

Цель 2

Научиться уверенно проговаривать и синхронно исполнять определённую последовательность в ногах, как часть одного процесса звукоизвлечения, в котором участвует всё тело.

Цель 3

Развитие исполнительских способностей: играем гаммы разной сложности, развивая мастерство владения своим инструментом: телом. Заковыристые ритмы со сложной акцентировкой со временем перестают казаться таковыми.

Разминка 2

В кругу повторять за ведущим ритм, который он задаёт. Одна восьмёрка в качестве образца, затем три раза повторение. Есть 3 инструмента: руки, ноги и голос. Ритм должен быть простым и свинговым. Различия в громкости звуков и танцевальный способ их извлечения не важны.

Цель 1

Учимся снимать ритм.

Цель 2

Учимся держать размер: чётко понимать, где начинаются и заканчиваются фразы. В основном это восьмёрки, но можно и более длинные последовательности.

Цель 3

Учимся держать ритм: без общего ощущения свинга внутри воспроизводить рисунки, порождаемые им, гораздо сложнее.

Разминка 3

Обмен вопрос-ответными фразами под музыку и без. Одна восьмёрка вопрос – одна восьмёрка ответ. Ведущий из круга спрашивает, все остальные отвечают, кто во что горазд.

Ответ это нечто коррелирующее с вопросом в ритмическом смысле. Более строгое или даже более понятное определение дать сложно.

Цель 1

Раскрепощаться. Учимся импровизировать в свинговой манере разными инструментами.

Цель 2

Всё то же, держать размер и ритм.

У обмена вопрос-ответными фразами под музыку есть ещё одна цель

Цель 3

Учимся ритмизировать музыку: смотрим, как это делает ведущий и пробуем сами на это что-то отвечать.

Работа в группах (из четырёх человек)

Упражнения на звучанию в группах общей порядка 20 человек невозможны – ничего не слышно. А жаль, было бы полезно.

Таким образом, упражнений два: копировать ритм и обмениваться вопросами-ответами. И там, и там ритм нужно в первую очередь создавать.

Традиционная схема: по два раза задать ритм ногами, потом руками, потом голосом, выслушать копии или ответы товарищей и передать очередь другому ведущему. Остальные отвечают тем же инструментом либо копию услышанного, либо что-то своё – получается какофония, каждый слышит и оценивает только сам себя.

Без музыки «чистая» импровизации, с музыкой отталкиваемся от неё.

Цели

  1. Обретение уверенности в более тесном кругу, возможность самовыражения
  2. Раскрепощение
  3. Держать формат и ритм, помогать телом, сохраняя ритм внутри.

По мере овладения навыком можно делать менее формализованные упражнения: чаще и произвольнее менять инструмент, сочетать их, чаще передавать роль ведущего, вплоть до импровизации по одной фразе по очереди в кругу.

Акцент постепенно смещается на обмен ритмизированными голосовыми репликами, которые являются реакцией на музыку разных темпов.

Такие же упражнения затем происходят в парах: обмен импровизированными фразами, как правило, под музыку.

Танцевальные упражнения в парах

Всего есть 3 основных направления по этой теме.

1. Ведение – ведомость. В танце возможно всё, на что вы способны повести и быть поведёнными.

Пытаемся уйти от традиционной фразировки линди хопа в надежде избавиться от угадывания бейсика партнёршами и надежд на это партнёрами.

Никто не говорит, что нужно пытаться вести и ожидать ведения всегда, во всех танцах, это слишком утомляет. Но иметь такую способность будет весьма полезно, особенно в контексте ритмической импровизации.

Танцуем в бит и в бэк-бит восьмёрки и шестёрки, периодически вставляя 5-ки и 7-ки для перехода между разными акцентировками. Также танцуем подряд свингауты на 8,7 и 6 счётов, иногда переключаясь между этими режимами.

В открытой позиции весьма проблематично не дать партнёрше сделать последний трипл-степ. Помимо очень ясного ведения (само собой) нужно правильно делать трипл-степы, с правильным переносом веса. По сути, первые шаг трипл-степа и второй-третий ведутся отдельно друг от друга. Начавшийся трипл-степ можно преобразовать в степ-степ при желании. Над этим мы работали упражнениями из первой разминки.

Снова нужно сделать ремарку. В линди хопе давно и правильно учат самостоятельно распоряжаться свободой в открытой позиции. Эластичность коннекшна даёт партнёрше возможность доделать ту вариацию, с которой её пытается сорвать нетерпеливый партнёр. Но привычка к подобной свободе мешает паре сделать целый пласт необычных вещей. Нужно уметь как беречь свою свободу (и временами сохранность своих конечностей, чего уж там), так и достигать абсолютной ведомости вплоть до шагов, чтобы в танце действительно могло случиться всё, что угодно.

Отрабатывая таким образом нетривиальную ведомость, мы открываем дорогу к элементам ритмической импровизации в паре. Но по-прежнему не ясно, что именно нужно делать.

В конце курса по данному направлению попробуем станцевать что-то сложное на необычном бейсике, когда вместо музыки нужно будет полагаться только на проговаривание и удержание ритма и способности партнёра делать то же самое.

2. Чистая импровизация. Снова немного абстрактный подход к парному танцу.

Один из партнёров по очереди становится центром инноваций. Голосом он вслух ритмизирует музыку, как он её слышит, и ногами пытается изобразить то богатство, которое рождается у него в голове.

Цели
a. Развить такую способность
b. Получить уверенность в интерпретации музыки головой, ногами и одновременно.
c. Получить привычку постоянно ритмизировать музыку.
На танец это мало похоже, всё слишком рвано. Второй партнёр изображает идеальное ведение/следование и старается не мешать.

Со временем хочется прийти к более коротким фразам, которыми обмениваются партнёры. И не только ногами, но и всем остальным танцем. Пока только ногами.

3. Ритмическая импровизация в танце

Данное направление выходит за рамки этого курса, т.к. в нём мы учились основным принципам и приёмам по развитию умения ритмически импровизировать, т.е. осознанно и уместно вставлять различные элементы (в т.ч. джазовые) в танец, идя при этом не от знакомых элементов, а от музыки. Там есть свои правила и особенности, которые требуют отдельного рассмотрения и большого количества практики.

В конце концов нужно научиться уверенно вставлять свои ритмические идеи в танец, не резко нарушая его ход. Особенно интересно было бы увидеть это от обычно безмолвных партнёрш, что и является одной из основных целей данного курса.