Организация коллекции свинга

19 июня 2007 года

Стоит задача организации коллекции танцевальных композиций так, чтобы её было удобно слушать и играть на вечеринах.
Есть несколько десятков гигабайт так называемых исходников – джазовой, околоджазовой, блюзовой и другой музыки, где встречаются хорошие свинговые песни. В основном интересуют вещи для линди хопа, иногда в поле зрения попадают хорошие бужные, блюзовые и прочие вещи. Начинаю лично я с того, что отбираю danceable треки в отдельные папочки по исполнителям. Так значительно уменьшается объём коллекции, которую нужно держать в порядке и в поле зрения, отбрасывается мусор и здорово тренируется ухо. Тренировка происходит в том смысле, что нужно в совершенно разноплановой музыке искать малейшие проблески свинга. Если они есть – то это показатель того, что возможно эта песня мне когда-нибудь понравится и будет слушаться/играться. Приходится проводить довольно сложные границы с рэгом, чарльстоном, бибопом, рокнроллом, роком, рокабилли, просто попсой. Ориентируюсь я в этом случае только на внутреннее ощущение свинговой раскачки, которое возникает или нет при прослушивании песни. На вкус стараюсь не реагировать, потому что вкус – штука изменчивая, сегодня нравится одно, а завтра уже другое.
На этот первоначальный отбор уходит прорва времени, я практически без перерыва слушаю новую музыку уже полтора года. За это время коллекция танцевальных треков выросла до 3 тысяч штук от 100-150 исполнителей. Помимо вещей с известными исполнителями есть некий процент (у меня порядка 10-15%) неопознанных композиций, которые раскладываются по папочкам “попса”, “классический свинг”, “post 1955 (hi-fi) свинговый джаз”. В целом это только первый шаг, назвать это организованной коллекцией это можно лишь с натяжкой, потому что диджеить из неё наугад нереально. Для решения задачи классификации мне хватило винампа и удобного файлового менеджера. Дальше этого уже недостаточно. Пойдём по пунктам.
1. Задача удаления дубликатов
Ваще полная задница, если файлы скопированы из разных источников или вовсе порипаны с безымянных дисков. Радикально помогает только запоминать свою коллекцию как 5 пальцев, с нескольких нот узнавать большинство джазовых стандартов и по характеру звучания угадывать оркестры и исполнителей. Немного облегчает задачу сортировка коллекции по времени звучания песни. Если собрать песни с близкой длиной в одном плейлисте, найти среди них дубликаты на порядок легче. Вот только ни Винамп, ни Windows Media Player так делать не умеют. Поэтому мне пришлось хорошенько так порыться в сети на предмет поиска софтин, которые помогают работать с музыкальной коллекцией. На данный момент я только-только нашёл потенциально подходящие программы и установил их, поэтому внятно сказать о том, помогают они или нет, я не могу.
Первый вариант это, конечно, айтюнс. Но на мой первый взгляд это не более чем слегка продвинутый плеер.
В лагере Теренс посоветовал мне прогу Tag&Rename, которая умеет массово редактировать тэги, имена файлов, фильтрует файлы с низким битрейтом, сортирует их по любому признаку. Возможно, там есть ещё немало полезных функций. На мой взгляд, именно эта штука заметно поможет мне продвинуться в наведении порядка в коллекции.
2. Задача навешивания тэгов.
До необходимости вешать кастомные тэги я, честно говоря, ещё не добрался. Рейтинг песни вещи очень изменчивая. Действительно хорошие вещи легко запоминаются от частого прослушивания. Прочие фишки относительно треков мне тоже проще запомнить, чем возиться с тегами. Хотя, возможно, с помощью своих тегов и подходящего софта можно довольно легко организовывать компиляции музыки, не занимая отдельного места на диске (пока я собираю компиляции простым копированием). Тэг ВРМ вроде является базовым а больше мне для решения моих задач ничего и не нужно.
2а. Задача сохранять все теги и рейтинги одного файла в другой при перезаписи первого вторым
Мне кажется, этот вопрос решается только использованием базы данных о своих треках. И для меня, опять же, он пока не так остро стоит.
3. Диджейские задачи (речь об мп3 диджействе).
Чтобы удобно диджеилось, нужен удобный но мощный поиск по всем признакам, включая бпм. Нужна, естественно, организованная коллекция, чтобы каждый файл содержал подробную информация о себе или была соответствующая информация в какой-то базе данных (но мне это кажется неудобным решением, если только она не обновляется незаметно и автоматически). Помимо того, организованность нужна для того, чтобы легко можно было найти нужную вещь и без поиска, по идее нужна разбивка по жанрам-исполнителям-периодам-альбомам и пр. на уровне папок.
Нужен удобный, в идеале – дуальный проигрыватель с эквалайзером и питч-контролем. Кроме того, неплохо было бы этой штуке иметь видимые отметки того, игрался ли данный трек сегодня и вообще с какой частотой он игрался в последнее время (но это уже на уровне базы данных самой программы, в музыкальный файл этого писать не хотелось бы).
Нужен адекватный BPM counter. Пусть он плохо работает для джазовых композиций, попробовать посчитать автоматически или сделать это вручную, не отрываясь от процесса, было бы здорово.
Нашёл две проги для компьютерного диджейства – BPM Studio (4.9.1) и Virtual DJ (4.2). Посмотрим, какая из них будет лучше справляться с поставленными задачами.

В завершение планы на будущее наведение порядка в коллекции:
– удалить дубликаты (это уже делалось неоднократно, но совсем уж вручную до сих пор)
– максимально идентифицировать неопознанные треки (выбрасывать их жалко, там есть много достойных вещей)
– навести полный порядок с тэгами и именами файлов, чтобы облегчить задачу поиска по коллекции
– у бейси и эллингтона разбить все треки по периодам, потому что более 300 треков в одной папочке это очень неудобно.
– отобрать на свой текущий вкус лучшие вещи по каждым исполнителям, которые хотелось бы играть на вечеринах, и нарезать с ними диски с указаниями темпов (пока нет ноута).
– хорошенько отслушать всё нарезанное. Ведь важно не столько иметь миллион песен, сколько прекрасно знать свою лучшую тысячу и уметь этим знанием пользоваться, глядя на настроение зала.
Когда всё это будет сделано, можно будет назвать себя свинговым диджеем. Может быть, успею сделать это до свингфеста, пока непонятно, надо софт осваивать.