Организация свинговой коллекции-3

15 июня 2010 года

Продолжение многолетней эпопеи с систематизацией коллекции свинговой музыки
Предыдущие записи Организация коллекции свинга – 2
и Организация коллекции свинга – 1.
На прошлой неделе, в срок завершил очередной длинный этап непрерывного выслушивания чего-то там в наушниках – сформировал dj-box.
На данный момент коллекция логически организована следующим образом:
исходники: всё то, что скачано или переписано откуда-то. не хранится. Поэтому я, скажем, не могу отдать кому-либо полностью Ultimate Jazz Archive например, но и не понимаю, зачем мне это может понадобится.
неотслушанное: по сути те же исходники, ожидающие своей очереди на просеивание через все списки (отдельная, пока нерешённая задача)
список D: это все исходники, разложенные по папкам исполнителей. Если папка музыки имеет какого-то определённого автора (даже если это часть сборника), она пойдёт в папку с именем этого автора. Иначе в папку сборников. Альбомы естественно не повторяются. Хранится на двух внешних дисках – один рабочий дома и одна резервная копия, лежит отдельно. Материалы отсюда раздаются по частям всем желающим. Особенно часто записываю разного рода сборники – своего рода введение в свинговую музыку. Здесь порядка 280 Гб и 70000 треков.
список С: “всё, что свингует”. по сути это то, с чего начинается систематизация музыки: осознанный отбор музыки, которую я по каким-то критериям выделяю из основной массы. Это ещё и первый шаг к диджейству. Процесс начался ещё в 2005 году. Список D был отслушан к середине 2009 года. В списке 15500 треков на 90 Гб – и это уже не лезет на стандартные мобильные устройства. Хранится в четырёх местах – дома, резервная копия дома, на работе и на айподе – чтоб всегда с собой на занятиях была. По-прежнему слишком много и никак не систематизировано. Песня может быть под рукой, но совершенно не попадаться на глаза, т.к. по сути это одна масса файлов.
Так и играл случайно найденными треками до января этого года, пока не начал составлять
список В: dj box – “всё, что может быть поставлено на вечеринках”. сюда отбирать песни сложнее – песня должна не только свинговать, но ещё и желательно постоянно свинговать, быть нескучной, в хорошем качестве. Каждая попавшая в этот список песня помечалась рейтингом от 2 до 5 звёзд через половинку (всего 7 градаций), чтобы увереннее включать в ротацию новую интересную музыку. Сюда же включалась и музыка, которую я бы не стал ставить на вечеринке, но считаю достаточно интересной (2 и 2.5 звезды). Три звезды это стандарт. 3.5 звезды – это хорошие треки, которые должны преобладать в игре и заодно предел для песен, которые я раньше никогда не играл. Оценки от 4 до 5 звёзд – уже скорее эмоциональные, связанные с историей каждого трека. Составил, кстати, список 10 своих любимых свинговых треков на текущий момент, дойдут руки – выложу :)
В итоге получилось 3965 треков свинга и 495 треков блюза. Работы ушло 5 месяцев, но это была напряжённая работа, сначала думал, что около года уйдёт, потом решил успеть до свингфеста и успел.
Посчитал всем песням темп и создал ряд тематических плейлистов (типа jam songs, beginners, strictly 20’s, hot stuff и т.п.). Отредактировал файлы с длинными вступлениями или концовками. Ещё решал отдельную и очень интересную проблему: в список В попали 12 песен с неизвестными исполнителями и нужно было их определить. Удалось для 7, охота понравилась :)
Естественно, всё разбито по иерархическим плейлистам по исполнителям так, что можно любую конкретную песню найти без поиска меньше, чем за 10 секунд.
список А: всё, что в текущий момент ставится на вечеринках, актуальная музыка в ротации. Можно быть диджеем, имея только список А под рукой. Но так неудобно – музыка очень быстро заигрывается, а регулярной подпитки нет, т.к. нет владения коллекцией. Здесь обычно порядка 200-300 треков.

Текущие задачи: продолжать активно обновлять список А, учиться пользоваться тем мощным подспорьем, которое из себя представляет систематизированный dj-box. Но вскоре неизбежно встанет задача быстрого проведения свеженайденной музыки по всей цепочке списков так, чтоб не годами это длилось. Задача чисто технологическая – всё хранится в разных местах и исторически обрабатывалось разными программами. Нужно придумать быструю удобную схему, чтобы легко осваивать новую музыку. Конечно, можно лучшие треки сразу добавлять в список А, но это как-то всю идею портит.
Программы для отбора: систематизация списка оказалась не сложной задачей с помощью очень мощной программы MediaMonkey, которая разве что с массовым хитрым редактированием тэгов справляется не очень хорошо, остальное всё делает на ура. Темп считал утилиткой, на которую Егор давал ссылку: BPM Counter и темп вводил руками, благо так даже удобнее (у быстрых песен можно считать темп, щёлкая в два раза медленнее темпа, так точнее). Редактирование файлов – Sony Sound Forge. Поиск информации о безымянных треках: Tunatic (очень интересная штука!), allmusic.com, сервис покупки MP3 файлов amazon.com.
Программы для игры: решил пока остаться с BPM Studio, которая за последние 3 года подводила очень редко. Плюсы, которые не позволяют заменить её на что-нибудь другое, всё те же – два звуковых выхода, автоматически сохраняются все сыгранные плейлисты. Главное то, что это единственная программа именно для игры и ошибиться при работе с ней довольно сложно. Минусы – поддерживает только МР3 (пришлось перекодировать некоторую часть dj бокса), неудобный поиск, нельзя ничего редактировать (уродски пишет тэги), вообще программа довольно негибкая. Но удобство контроля за игрой и надёжность всё пока перевешивают.
БД джазовых записей: чем дальше, тем чаще возникает желание узнать подробную информацию о песне – не только исполнителя и название, но и дату записи, состав музыкантов. Во-первых, полнее понимаешь характер звучания трека, во-вторых, задаётся направление для дальнейших поисков: что ещё было записано на той же сессии, может быть ещё на каких-то вещах есть такая же раскачка, отвязные дудки и т.п.
Кажется, подобный ресурс даже существует. The Jazz Discography by Tom Lord (www.lordisco.com)
CD с базой стоит 350 долларов, интернет-доступ минимум 30 долларов за первые три месяца. Если вдруг наберётся достаточное количество желающих, имеет смысл купить диск и получить навсегда полную информацию по тому пласту джаза, который представляет основной интерес.