10 лучших свинговых треков на мой вкус

Когда речь заходит о любимой свинговой музыке, нужно понимать, что у каждого она своя, и связано это может быть не только с качеством музыки и внутренним опытом (вкусом) слушателя, но и с определённым набором ассоциаций, при которых эта песня когда-то заслушивалась до дыр. Более того, когда речь идёт про лучшее за много лет погружения в предмет, легко может оказаться так, что мало что из этого списка вызывает желание послушать внимательно или потанцевать, сколько можно :)

Откуда взялся этот список: во время составления списка В в начале 2010 года (подробности в http://bulswing.ru/?p=145) все песни были помечены каким-то количеством звёзд (от 2 до 5). На основании этого полного прослушивания коллекции некоторые вещи получили 4.5 или 5 звёзд, в основном за прошлые заслуги. Аннотированный список этих композиций я и предлагаю вашему уху.

1. Count Basie – Jumpin’ At The Woodside – (237) – 3:12

Десятки прослушиваний и протанцовываний совершенно не портят эту композицию. Начало её бесспорно принадлежит к наиболее узнаваемым джазовым музыкальным фрагментам среди танцоров. Под эту песню проектировалась самая известная сцена линди хопа в кинематографе (Hellzapoppin’ clip). В документальном сериале “Джаз” Кена Бёрнса звуки этого трека символизируют дух эры свинга, противопоставленный сползанию джаза в коммерческую направленность в момент обретения им национальной популярности. В конце концов, при этих звуках редко кто остаётся равнодушным, сразу возникает ощущения того радостного возбуждения, которое характерно для лучших образцов джаза. Другой песни, обладающей такой же бронебойностью,  я не знаю. Первое место.

2. Duke Ellington – Jones – (122) – 4:34

Совершенно другая композиция. Запись с позднего концерта второго (из двух для меня) величайших мастеров джаза. Никогда не слышал этот трек от других диджеев. После длинного невразумительного соло на флейте начинается совершенно небывалый по раскачанности оркестровый свинг. Композиция-вампир высасывает всю энергию до остатка, вплоть до головной боли. Сверхагрессивная музыка. Другой песни с такой мощью свинга (притом в медленном темпе!) я не знаю. Второе место.

3. Count Basie – Splanky – (145) – 3:55

Эта композиция долгое время была моей любимой. Под неё я неоднократно танцевал birthday dance. Важный фактор – приподнятая атмосфера живого клубного выступления. Изо всех сил играющий солист. Лучшая в бизнесе ритм-секция оркестра Бейси. Ну и аранжировка очень удачная – есть где развернуться танцору любого уровня. Сейчас интересы сместились в сторону более раннего джаза, поэтому так как раньше эта песня уже не впечатляет. Третье место.

4. Lincoln Center Jazz Orchestra – C Jam Blues – (144) – 3:18

Самая удачная попытка современных высококлассных джазменов  (запись 1992 года) сыграть хороший свинг. Аранжировка Эллингтона, что немаловажно. Отличное звучание, ритм и солисты + опять же атмосфера – хлопки в слабую долю на заднем плане.

5. Charlie Christian – One O’clock Jump – (172) – 3:30

The Metronome All-Stars were a collection of jazz musicians assembled for studio recordings by Metronome Magazine, based on its readers’ polls. The winners of their 1940 poll were Ziggy Elman, Harry James, and Cootie Williams (trumpets), Tommy Dorsey and J.C. Higginbotham (trombones), Benny Goodman (clarinet), Benny Carter and Toots Mondello (alto saxes), Tex Beneke and Coleman Hawkins (tenor saxes), Count Basie (piano), Charlie Christian (electric guitar), Artie Bernstein (bass), and Buddy Rich (drums)

Состав многое объясняет про качество музыки! Кроме того, это представитель большого класса музыки, который мне нравится – тяжёлый свинг с 4-мя мощными акцентами на такт с корнями из музыки канзас-сити, т.е. ещё и со значительным влиянием эстетики блюза, настойчивыми оркестровыми риффами и прочими милыми уху танцора штуками.

6. Fats Waller – Pantin`In The Panter Room – (182) – 3:01

Манера игры Фэтса Уоллера. Но при этом не обычная его песня – без вокала и не такая примитивная по структуре. Богатая ритмически музыка (2/4 и 4/4 хорошо ложатся). Отличное вступление тенора после 1:30 – пожалуй лучший момент песни. Композиция хорошо построена – разные картинки постоянно, перепады уровней напряжённости, скучать некогда. Этот трек ближе всего к тому пласту музыки, который я сейчас чаще всего слушаю и играю.

7. Count Basie – Good Time Blues – (148) – 3:41

Запись с того же самого концерта, что и 3-й пункт этого списка. Соответственно те же жирные плюсы за ритм-секцию и атмосферу. Но здесь на первый план выходит уже сам Бейси. Практически всю песню он играет соло в своём минималистичном стиле, с которым так интересно взаимодействовать танцуя. И под конец мощный оркестровый взрыв. И снова всё пропитано блюзом – очень мощная вещь получилась.

8. Duke Ellington – The Gal From Joe’s – (165) – 3:05

Классический Эллингтон – запись 1938 года. Превосходная музыкальная палитра, даже близко к этому никто тогда не играл. И целые россыпи пряников для танцоров.

9. Django Reinhardt & Stephane Grappelli – You’re Driving Me Crazy – (228) – 2:53

Единственная песня в этом списке, которая имеет всего 4 звезды. Возможно, я под неё даже не танцевал ни разу. Зато это один из лучших треков-представителей жизнеутверждающего звука музыканта с великолепным гитарным свингом, который оказывает на меня значительное влияние последние 2-3 года. Джанго был первым европейским джазменом, которого признали достигшим уровня заокеанских коллег. Его одинаково приятно как слушать, так и танцевать под него.

10. Oscar Peterson – D & E – (125) – 5:13

Последнее место в десятке я впервые услышал только в этом году, но звучание сразу пронзило насквозь. Это дань уважения Оскару Питерсону (фортепиано) и Рэю Брауну (бас). Они в последнее время совсем перестали быть в танцевальном мэйнстриме (танец просто не развивается в этом направлении), но свингуют оба бесподобно. Поэтому танцевать под это очень вкусно, но не всем понятно, в чём соль. Такие треки попадали в категорию “jazz for me”. Эта и другие категории “крутых (танцевальных) треков не для вечеринок” составят основу некоторых дальнейших постов в этой рубрике.

* Wynton Marsalis – Happy Go Lucky Local – (111) – 6:57

Ещё три сильно впечатлявших меня в своё время вещи входят в этот список без мест. Про оркестр Марсалиса я уже писал в п.4 этого списка. Ещё одна очень сильная вещь из этого альбома.

* Count Basie – In a Mellow Tone – (170) – 5:06

Эта песня была на пике популярности тогда, когда я впервые распробовал свинг по-настоящему весной 2006 года. Толчком послужил DVD концерта оркестра Каунта Бейси 1981 года. Было большим откровением увидеть, как рождается крутой свинг. С тех пор всё, что я делаю в линди хопе, вдохновляется в первую очередь свинговой музыкой.

* Duke Ellington – Things Ain’t What They Used To – (121) – 3:10

Ещё одна концертная версия (джаз всё-таки очень живая музыка!) очень оптимистичной и я бы даже сказал величественной композиции. Характерный пример звучания послевоенного Эллингтона, который оказывал на меня очень большое влияние в 2006-2007 гг.