Легенда о рождении скэта (1926)

Louis Armstrong – Heebie jeebies – 3:10

Вслед за своим первым опытом Армстронг записывает вторую вокальную партию, которая оказалась гораздо интереснее, чем “Georgia Grind”. Это “Heebie Jeebies”, пьеса, приписываемая Джонсу и Бойду Аткинсу, негритянскому саксофонисту, промышлявшему в то время в Чикаго. В действительности же она была заимствована из рега Скотта Джоплина и Луи Шовена “Heliotrope Bouquet”. Исполняемая здесь Армстронгом партия корнета относительно невелика, но зато он поет развернутый “двойной” хорус. В первый раз он воспроизводит написанный текст, а затем исполняет хорус в вокальной манере “скэт”, то есть импровизирует мелодию с помощью слогового пения, подражая звучанию музыкального инструмента. Существует легенда, будто Луи обронил листок со словами и был вынужден выходить из положения до тех пор, пока кто-то не подал ему текст и он вновь не вернулся к обычной манере. Студйиное время в те годы стоило довольно дорого, так что нужно было любой ценой делать записи за минимальное количество дублей. Джонс вспоминает, как они одновременно с Армстронгом нагнулись, чтобы поднять листок, и стукнулись лбами. Не исключено, что это правда, а может быть, и забавная выдумка. Но так или иначе, выпеваемый Армстронгом текст звучал бессмысленно и бессвязно. Однако скэт был воспринят как новаторство, чему в немалой степени способствовал хриплый голос Армстронга. Пластинка имела колоссальный успех. По данным различных источников, в течение нескольких недель было продано 40 000 копий. И это во времена, когда пятитысячная распродажа считалась нормальной, а десятитысячная — весьма удачной.

Позднее одним из самых ярых приверженцев скэта стала Элла Фитцджеральд
Ella Fitzgerald – Flying Home – 2:28



Вернуться к списку статей