Техника свингового диджейства

В этой статье рассмотрим вопросы технического характера, минимизирующие проблемы во время непосредственно игры.

Общая подготовка к игре

Для начала, нужно определиться с аппаратурой. В 2010 году вопрос относительно устройства воспроизведения уже практически не стоит – это ноутбук или нетбук, которого вполне хватает для таких задач. Хотя ещё 3-4 года назад практически все играли с компакт-дисков. Айподов или карманных компьютеров для данной задачи не хватит, т.к. маленький экран не позволяет управлять процессом игры, а ставить предварительно подобранный список музыки – это не диджейство и на более-менее приличных вечеринках такое не допустимо.

Удобно к ноутбуку иметь внешнюю звуковую карту и наушники. При наличии определённого софта можно во время игры предпрослушивать песни в поисках той, которая больше всего подходит в данный момент. Как без этого качественно играть, мне сложно себе представить, скорее всего всё опять сводится к списку проверенных вещей, что значительно ограничивает свободу выбора. Звуковая карта и наушники могут быть самыми дешёвыми, т.к. их задача – доносить музыку до ушей диджея. Звук с основного канала уходит на пульт. Я лично не советую заморачиваться с дорогими внешними картами для усиления штатного звука ноутбука. Да, он не поражает качеством, но от усилителя и колонок зависит куда больше.

В любом случае необходимо полностью владеть всем своим оборудованием, знать принципы его работы и какая кнопка за что отвечает. Это поможет избежать ошибок во время необычных ситуаций или по невниманию. Всегда очень обидно, когда исключительно по твоей вине прерывается звук на заполненном танцполе. Со мной такое случалось и в Херранге.

Как правило, помимо оборудования диджей должен иметь с собой соединительные провода и переходники. Не счесть ситуаций, когда требовалось обеспечить звук в ситуации, когда провода были плохие, не те или вообще никаких не было. Не стоит рассчитывать на случай, как минимум провод «мини-джек»- 2 RCA должен быть всегда наготове. Особенно если предстоит играть в незнакомом месте.

Подготовка к вечеринке

Что касается нового места. Перед началом игры нужно попросить кого-нибудь объяснить, что к чему подсоединено, как всё это включить и выключить, если это нужно, в каком канале будет звук и как его регулировать. Обязательно непосредственно перед началом игры проверить, всё ли в порядке с оборудованием! Будет ли звук, когда ноут будет подключен к звуковой системе? Это делать почти всегда лень, а зря, и уже не раз подводило. Стоит проверять, особенно если предстоит играть в новом или ответственном месте.

Иногда (тоже нередко) встречаются проблемы с заземлением. Когда ноут включен в электрическую сеть, звук, который он издаёт, невозможно слушать без содрогания, он совершенно не похож на обычный. Решений два: играть без питания (нужна ёмкая и заряженная батарея), либо замотать скотчем вывод заземления на вилке питания ноута. Будьте осторожны с незнакомой аппаратурой, при отсутствии должного заземления она может ударить током, и такое случается.

Непосредственно перед игрой стоит попросить предыдущего диджея (если вы его сменяете) показать плейлист за последние полчаса. Повторов за это время публика вам не простит. Также стоит показать плейлист следующему диджею, если он попросит.

Что касается удобной организации коллекции свинга и подготовке её для игры, этот вопрос подробно освещён в этом наборе статей.

При подготовке музыки на конкретную вечеринку нужно иметь в виду, что то, как песня звучит в домашних колонках/наушниках и то, как она зазвучит на вечеринке – разные вещи. Возможны сюрпризы как в одну, так и в другую сторону. В ответственных случаях (подбор музыки на соревнования) лучше быть проще.

Если качество записи или её битрейт оставляет желать много лучшего, стоит обойтись без неё. Усиление может сделать так, что песню будет совершенно невозможно слушать. Хотя в принципе среднее качество записи классического свинга позволяет успешно проигрывать записи с битрейтом 80-96 кб/с.

Если уровень громкости записи совершенно заметно отличается от других, нужно с помощью софта её нормализовать, иначе она вполне может громко ударить по ушам на вечеринке. Если песня слишком тихая – можно попытаться сделать то же самое.

При подборе музыки на вечер стоит делать ставку на владение коллекцией и активный поиск новых вещей в ней. В рамках самой вечеринки куда более предпочтительно постоянно думать над каждой следующей песней, вставляя какие-то домашние заготовки (новинки), чем использовать заранее придуманные сет-листы. Это как схему под произвольную музыку танцевать – скорее всего, будет ужасно. Уж точно хуже, чем с живым адекватным диджеем.

Процесс игры

Главный косяк диджея – это сорвать звучание трека. Неважно за счёт чего: нажал не ту кнопку, шнур из-за проходящего мимо человека выдернулся – виноват в любом случае он. Если другие косяки, связанные с неудачным подбором музыки ещё можно как-то сгладить, то сорванная песня это как роспись в непрофессионализме.

Уровень громкости на вечеринке должен быть таким, чтобы не мешать соседям если таковые имеются.  Если таких ограничений нет, то музыка должна быть достаточно громкой, чтобы больше в ней слышать, но не слишком громкой для того, чтобы нельзя было слышать собеседника, стоящего рядом. Вечеринки – это в первую очередь общение, а диджей должен стоять за качественные вечеринки. Регулировать громкость приходится после каждой песни, т.к. уровень громкости каждой записи разный. Если, конечно, всё это предварительно не отрегулировано, но такое встречается редко.

Также после старта каждой следующей песни нужно совместно с громкостью регулировать её тембр. Во-первых, нужно пытаться сделать слышимыми басы (это очень важно для танца), либо наоборот подубрать их, если бьют по ушам. Если запись не очень чистая, может помочь добавить верхних частот. Но если в записи есть отчётливый шум или пронзительные дудки, верхние частоты лучше убавить. Средние частоты помогают добиться наиболее приятного звука от духовых инструментов.

В ходе песни возможны сюрпризы, регулирование громкости и тембра в общем случае нужно делать постоянно. Это ещё один аргумент против того, чтобы отлучаться из-за пульта.

Диджей отвечает за непрерывность процесса игры и сохранность аппаратуры. Никаких напитков рядом со звуковым оборудованием стоять не должно.

Можно ли ускорять или замедлять треки с помощью питч-контроля или редактировать треки, вырезая из них куски, под которые неудобно танцевать? Здесь мнения могут разделиться. Как правило, эти задачи подразумевают какую-то ясную цель, это подготовка музыки для занятий или для шоу. В целом лучше играть музыку такой, какова она есть, или не играть вовсе, другой хорошей музыки всегда вполне достаточно. В принципе можно качественно и незаметно изменить темп музыки или ускорить/замедлить её. Но всегда может найтись более опытное ухо, которое заметит разницу. И в любом случае это всегда значит вмешиваться в замысел исполнителя, который, скорее всего, понимает в этой музыке чуть больше.

Напоследок вроде бы очевидное, но важное. Роль свингового диджея сводится всего лишь к подбору треков один за другим в процессе вечеринки. Задача вроде нехитрая, но вместе с тем весьма непростая, т.к. требуются годы подготовки и многие часы опыта игры, чтобы вполне овладеть этим искусством. В каком-то смысле свингового диджея даже диджеем назвать нельзя, потому что какие-то звуковые эффекты или миксование треков категорически не приветствуются на свинговых вечеринках. Танцоров это нисколько не развлекает, но категорически сбивает их с ритма и лишает возможности меняться партнёрами.

Вместе с тем ощущение того, что ты заправляешь отличной вечеринкой, контакта с публикой – совершенно волшебные, и они стоят того, чтобы после какого-то количества вложенных усилий его ощутить. Удачи на этом поприще!