Структурные элементы свинга

Типовая структура свинговой музыки

Разобьём музыку на удобные для понимания танцора восьмёрки. Четыре восьмёрки объединим в фразу и обозначим такой блок буквой А. Если следующая фраза похожа на предыдущую по набору инструментов, гармонии и звучанию, мы тоже запишем её как А. Если не похожа (что-то в вышеперечисленном наборе меняется), обозначим другой буквой, например В.
Так вот, типовая структура свинговой музыки – ААВА. Это значит, что после вступления, когда начинает играться основная тема, первая, вторая и четвёртая фразы похожи, а третья от них чем-то отличается. Эта совокупность из 16 восьмёрок (32 тактов) называется джазовым квадратом.
Проследим эту структуру на примере
Duke Ellington And His Famous Orchestra – Perdido
C начала до 7 секунды – вступление, затем с 7 по 22 секунду и с 22 по 36 секунду тенор-саксофон играет части А, первую и вторую. После этого труба (вступает на пару счётов раньше начала своей фразы) играет часть В с 36 по 51 секунду. Под конец тенор-саксофон снова проводит часть А с 51 по 66 секунду, после чего начинается другой джазовый квадрат. Так и получается А-А-В-А.
Стоит отметить, что типовая структура – она на то и типовая, чтобы сколько-нибудь интересные произведения от этой структуры отступали. Могут встречаться квадраты вида ААВВ, АВВА и даже ABCD.
Ещё не стоит путать джазовый квадрат с блюзовым. Блюзовый квадрат как правило состоит из 12 тактов, он таким образом значительно короче, и построен совершенно по-другому.
Подробности приведены в статье феномен блюза

Брейки и бриджи
Брейк — типичный прием новоорлеанского стиля, при котором оркестр замолкает, а один из инструментов солирует, как правило, в течение двух тактов в конце музыкального эпизода.
Другими словами, в каждой музыкальной фразе может быть развязка. 3 восьмёрки идёт нарастание напряжённости, затем её разрешение – брейк. Брейки могут быть разными по заметности и длительности. Типовой приём – это брейк в конце музыкальной фразы. Наступление брейка опытное ухо может предугадать в музыке задолго до его звучания. Но правило для танцора простое: если вы слышите брейк, значит вы его уже упустили. Брейк должен наступать одновременно и в музыке и в танце. Нужно тренировать ухо, слушая музыку.
Примеры ярких брейков
Slim Gaillard – Atomic Cocktail
Sidney Bechet – Royal Garden Blues
Nina Simone – My Baby Just Cares for Me

Бридж – это вставка в типовую структуру музыки, как правило перемычка между двумя соседними квадратами.
Sharkey Bonano and his sharks of rhythm – Swingin’ at the Swanee Shore – бридж на одну восьмёрку после первого квадрата
Billy May – T’aint What You Do – вокальный бридж на четыре восьмёрки после первого квадрата
Это нужно учитывать при постановке номеров. Музыка с бриджами встречается довольно часто, и если придумать связку линди хопа с яркими брейками, то она может не лечь под произвольно выбранную песню, т.к. из-за бриджей всё сместится. В этом одна из основных опасностей использования заготовок на импро-выступлениях. Сделать брейковую фигуру (т.е. заметно отличающуюся от всех предыдущих) посреди музыки, в которой ничего такого не происходит – серьёзная ошибка.

Вопрос-ответ, формула биг-бэнда, секции
Есть ещё ряд структурных элементов свинга, знание которых позволяет демонстрировать более осмысленный и музыкальный танец.
Стандартная джазовая оркестровка позволяет взаимодействовать различным частям оркестра.
Из горячих проповедей в джаз пришёл приём вопрос-ответ. Кто-то, инструменталист или секция инструментов играет музыкальную фразу, на которую их оппонент(ы) ищет музыкальный ответ, строя таким образом импровизированный диалог.
Count Basie – Booty’s Blues
Довольно типичным является поочерёдное солирование различных исполнителей. Композиция начинается с проигрыша темы всем оркестром, затем солисты по очереди выходят вперёд и импровизируют в заданной форме на заданную тему. На фоне играет ритм-секция (музыканты ритм-секции тоже могут солировать, тогда их коллеги приглушают исполнение и для танцора такие места являются довольно трудными). Также оркестранты могут риффами поддерживать солиста. О том, что это такое, читайте ниже. Ещё один проигрыш заглавной темы завершает произведение. Особенно такой форма часто встречается в записях малых составов (комбо) и на джемах.
Lionel Hampton – Don’t Be That Way – 4/4 поочерёдное солирование

Стомпы и Риффы
Стомп / Stomp (англ. топтать) — Широко используемый в джазе прием, основанный на эпизодическом проведении остинатно повторяемых моделей (мелодических, гармонических, акцентно-ритмических, фактурных), которые, ввиду их несоответствия основной фразировке, временно нарушают ее естественную логику, динамизируя музыкальное изложение, насыщая его внутренней конфликтностью. Модель, применяемая в этих целях, носит название «стомп-паттерн», а техника ее применения — стомпинг. Типичная для стиля свинг разновидность мелодического стомпа — рифф.
Повторяемость рифов помогает их обыгрывать, поскольку становится ясным, что прозвучит в следующей восьмёрке. Риффов может звучать несколько одновременно, если их исполняют разные части ансамбля. Может вся мелодическая линия в песне состоять из нескольких риффов.
jay mcshann – the jumpin’ blues
Coleman Hawkins – One O’Clock Jump
В jumping blues риффы начинаются на 32 секунде. Риффы как правило играет несколько дудок в оркестре. Рисунок повторяется если не дословно, то настолько, что можно предсказать, какое звучание будет дальше и сделать соответствующее танцевальное движение. В one o’clock jump риффы начинаются на 39 секунде – на переднем плане играет соло гитара, на заднем оркестр исполняет повторяющуюся фигуру.

Эффект свинга, связь с танцем
При импровизации джазмен обычно совершает более тонкие и, возможно, не поддающиеся анализу разделения доли на две части. Более того, с помощью различного рода подчеркиваний и акцентов он придает каждой части разный оттенок. Делается это, как правило, бессознательно — музыкант просто пытается свинговать. Если вы попросите его сыграть пары восьмых ровно или сочетания восьмых с точкой и шестнадцатых, как в нотной записи (то есть так, как бы их сыграл музыкант симфонического оркестра), то свинга не будет, а вместе с ним исчезнет и джаз. Возможно, большинство звуков в джазе являются цепочками вот таких пар, падающих на одну долю. Один из способов, которыми джазовый музыкант отрывает эти последовательности звуков от основной метрической пульсации, заключается в том, что он делит их в неизмеримой пропорции и причудливо акцентирует. Ритмический рисунок таких последовательностей чем-то напоминает «качание», которое можно уподобить попеременному движению на шаг вперед и полшага назад. Неудивительно, что в танцах под джазовую музыку так много покачиваний и смен плавных и рывковых движений.
В заключение выскажу мысль, что чем полнее представление танцора о том, как именно рождается та музыка, под которую он танцует, тем более качественный танец он может показать. Ведь задачи решаются по сути одинаковые – нужно импровизировать на фоне игры остального оркестра с учётом определённых правил.



Вернуться к списку статей