Виды ритма в танцевальном свинге

Линдихопперу в свинговой музыке важны мелодия и ритм. Мелодия может задаваться ведущим солистом, оркестровым проигрышем и оркестровыми риффами. Ритмов в композиции может быть несколько. Ритм может задаваться граунд-битом (подразумеваемым равномерным ритмом), игрой ритм-секции и тоже оркестровыми риффами.
Мелодия задаёт настроение композиции. Мелодическая линия может свинговать, т.е. быть привязана к ритму, может, напротив, плыть поверх него. Мелодия может содержать ритм внутри себя, если главная тема играется дискретными звуками.

Chick Webb – Lindyhoppers Delight
Fats Waller – Yacht Club Swing
Harry James – I’m Beginning To See The Light

Ритм в свинговых композициях может быть разным. Основная цель данной статьи – подчеркнуть мысль о том, что характер ритма должен наиболее заметно определять характер танца. Ритм в свинге не всегда играется полностью, это музыка, в которой много недосказанного. Задача танцора – постоянно дорисовывать в воображении недостающие звуки. С ощущением свингового ритма внутри гораздо легче понять смысл игры инструменталистов и добавить своим танцем ещё одну линию в оркестр. Чувство ритма – очень хорошо тренируемо, путём настойчивого слушания музыки можно довольно быстро научиться отличать различные виды ритма и строить свой танец в зависимости от них.
Итак, танец под неизвестную мелодию, всегда начинается с поисков ритма в ней. Когда внутреннее ощущение ритма совпало с теми звуками, которые слышны в музыке, можно начинать двигаться. Время от времени (постоянно) следует проверять не выпали ли вы из ритма, прислушиваясь к музыке. Изменение ритма (ритмического рисунка, темпа) для свинга не характерно, но некоторая текучесть практически неизбежна. Например, темп исполнения раннего свинга мог весьма ощутимо плавать, до 10%. Также весьма полезно сохранять ощущение ритма во время брейков в музыке.
Как держать ритм внутри? Есть несколько вариантов. Сначала скорее всего придётся считать музыку (про себя), затем придёт ощущение ритма, который можно поддерживать другими способами. Чаще всего практикуется пропевание ритмического рисунка песни – ритмическая интерпретация всего того, что происходит в музыке – равномерная, со свингом или в свободном виде, это значительно зависит от песни. Со временем ухо привыкает ощущать себя в музыке настолько, что даже внутреннее пропевание ритма становится излишним, т.к. появляется ощущение знакомого музыкального пространства. Свинг не очень сложная в структурном плане музыка, поэтому даже в незнакомой композиции всегда находится множество знакомых приёмов. И вот уже легко предугадать не только наступление брейка, но и то, как именно он будет выглядеть. Ну и внутри отдельно взятой композиции всегда много повторов, к которым вполне можно приспособиться, это тоже основа свинга, как музыкального стиля.

Основные виды ритма

Если не вдаваться в исторические и теоретические детали, чаще всего встречаются 4 вида ритма:
• 2/4 – ранний джаз, рэг, чарльстон, диксилэнд. 2 акцента на 4 доли такта. Модель «Бум-чик». Два разных тона играются попеременно – низкий гулкий бас (большой барабан или туба) и отрывистый звук тарелки. Два ритма смещены друг относительно друга, из-за этого образуется свинг. Сюда же относится гитарный свинг. Танцевать под это стоит всё, что основано на чарльстон-бейсике (с обилием чередования киков и холдов).
Bennie Moten’s Kansas City Orchestra – South
Sidney Bechet & Claude Luter Orchestra – Charleston
Django Reinhardt & Stephane Grappelli – Chicago
Slim Gaillard – The Flat Feet Floogee

• 4/4 – довоенный (классический) свинг. 4 акцента на 4 доли такта. Танцуют под это всё, что основано на трипл-степах (более равномерно)
Andy Kirk – Wednesday Night Hop
Duke Ellington And His Famous Orchestra – Perdido
Coleman Hawkins – One O’Clock Jump

• 4/4 – послевоенный свинг. 4 акцента на 4 доли такта, но более тонко. Каунт Бейси. Характерно смещение ритма на хай-хэт и удвоение удара на слабую долю. Как правило, более медленное и более синкопированное перемещение на трипл-степах (слоу линди)
The Big 18 – Easy Does It
Count Basie – April In Paris

• Shuffle – буги-вуги, фортепианный стиль, ритм-н-блюз 40-х, блюз. Более моторный. Каждый бит предваряется дополнительным ударом, усиливая ритм. В таком танце неминуемо акцентируется работа ног, т.к. роль ритма становится первоочередной.
Andy Kirk and his clouds of joy – Little Joe from Chicago
Kenny ‘Blues Boss’ Wayne – Potential Danger
Nina Simone – My Baby Just Cares for Me
Buddy Johnson And His Orchestra – You Gotta Walk That Chalk Line

Ещё раз – не теряйте ритм из виду, постоянно помните о нём.
Необычные примеры:
• Ускорение темпа – Alberta Hunter – The darktown strutters ball
• Переход из размера 2/4 в 4/4 (после интро и первого квадрата ритм меняется в районе 30-й секунды) – Duke Ellington – Suddenly It Jumped
• Несколько ритмических линий: 2/4 или 4/4? – Fletcher Henderson – Christopher Columbus



Вернуться к списку статей