Послевоенный оркестр Каунта Бейси

В своих оркестрах 50-х — 60-х годов Бэйси сохранял яркое свинговое звучание, при этом подбирая солистов с более современными взглядами на джаз. Среди музыкантов того периода особенно заметными были Тэд Джонс (Thad Jones), Эдди «Локджо» Дэвис (Eddie «Lockjaw» Davis), Фрэнк Уэсс (Frank Wess), Маршалл Ройял (Marshall Royal), и Фрэнк Фостер (Frank Foster). Изменения в звучании оркестра были связаны, в первую очередь с именами сотрудничавщих с Бэйси аранжировщиков, таких как Бенни Картер (Benny Carter), Куинси Джонс (Quincy Jones), Тэд Джонс (Thad Jones) и Нил Хевти (Neal Hefty).

Джорж Саймон в своей книги «Биг-бэнды» писал:
• «В течение десятков лет оркестр Каунта Бэйси был одним из самых восхитительных биг-бэндов. При этом стиль оркестра практически не менялся. А что такое „стиль Бэйси“? Это, прежде всего, сильное свинговое ансамблевое звучание, пересыпаемое многочисленными великолепными соло и, разумеется, легкими, заразительными фортепианными вставками лидера. Все годы оркестр Бэйси ухитрялся звучать свежо и современно. Вероятно, это происходило потому, что в нём всегда сохранялся исключительно здоровый дух. Музыканты играют то, что им нравится, а музыка оркестра способна удовлетворить вкусы самой широкой публики — в отличие от многих коллективов, пытающихся делать более сложные вещи и затрудняющихся найти контакт с аудиторией».

Различные Составы его биг бэнда 50-х, чьими стержнями были Сонни Пэйн на ударных и Эдди Джонс на басу, получили название “New Testament Band” из-за того, что они унаследовали и приняли дух ранних оркестров Бейси, но при этом подняли музыку на новые высоты. В частности благодаря технологическим усовершенствованиям микрофонов и усилителей, которые позволили контрабасу и ударным играть ритм мягче и тише, таким образом создавая саунд «groove swing»: свинг, который раскачивается сильнее, но при этом мягче и плавне, чем раньше. Новые технологии позволили более тонким и синкопированным ритмическим ходам быть услышанными и оценёнными по достоинству публикой, которая раньше не слышала ничего из того, что не было сыграно со всей силы. Таким образом ритм игрался мягче, каждая его нота казалась связанной с окружающими в цепочку, в отличие от отдельных нот, игравшихся раньше.
Несмотря на то, что джазовая элита ушла в боп, считая его единственной «настоящей» джазовой музыкой, а вкусы обычной публики сместились в сторону рок-н-ролла, Бейси записывал одни из лучших произведений в своей карьере. По этой причине его бэнд смог остаться вместе и гастролировать, несмотря на общее угасание интереса к свингу и существенно возросших расходов на содержание большого оркестра.
Одним из лучших джазовых альбомов в истории считается альбом April in Paris (1955)
В 1961 два грандиозных руководителя оркестров – Бейси и Эллингтон записали своей единственный совместный концерт. Было исполнено несколько аранжировок каждого из бэндов, причём каждый из оркестров играл в свой канал при записи, оркестр Бейси в один, оркестр Дюка – в другой.
С середины до конца 60-х годов оркестр Бейси пал жертвой необходимости записывать банальный, попсовый мусор. Даже Бейси приходилось платить по счетам, особенно после как музыка биг бэндов окончательно вышла из моды, уступив небольшим рок-н-ролльным составам. Однако, среди незначительных успехов типа “Basie’s Beatles Bag” (записи песен Битлс, превосходно сыгранных Биг Бэндом), Бейси записывался с некоторыми наиболее популярными певцами эпохи: Фрэнком Синатрой, Эллой Фитцджеральд, Сэмми Дэвисом мл, и Джо Уильямсом. Записи считались пошлыми среди джазовых ценителей, но всем остальным они нравились. Такое положение вещей сохраняется и по сей день.
На протяжении 70 и 80-х гг Бейси перезаписывает некоторые из своих старых хитов, но в целом этот период был отмечен постепенным смешиванием прогрессивной музыки биг-бэндов c его формулой groove swing. В то время как большинство лидеров прогрессивных оркестров (таких как Стэн Кентон) медленно и практически полностью устранили свинг из своей музыки в целях достижения сложных гармонических и мелодических целей, Бейси адаптировал эти сложные гармонии и мелодии в его свинговую музыку. Бейси также сотрудничал с великими джазменами Оскаром Питерсоном и Зутом Симсом в комбо составах, результатом чего стали записи одних из любимейших линдихопперами записей малых составов.

Значение оркестра Каунта Бейси для линди хопа
Приверженность Бейси стилю свинга в значительной степени объясняет, почему его так любят линдихопперы. В то время как другие великие руководители оркестров после эры свинга переключились на прогрессив, бибоп, или даже сочинение оркестровых сюит, которые комбинировали джаз с классической музыкой, Бейси оставался мастером свинга.
Когда остальные блуждали, Бейси продолжал свинговать. В каком-то смысле он исполнил и записал так много треков любимых линдихопперами хотя бы потому, что он просто записал больше свинговой музыки, чем любой другой бэндлидер.
Больше (на английском) здесь: http://www.austinlindy.com/count_basie.htm

Count Basie – In a Mellow Tone – 5:06
Count Basie – Splanky – 3:55
Count Basie – Segue In C – 8:25
Count Basie – Moten Swing – 4:52
Count Basie – Easin’ It – 5:41
Count Basie – Sent For You Yesterday – 3:59
Count Basie – Shiny Stockings (original) – 5:17
Frank Sinatra And Count Basie – The Best Is Yet To Come – 2:56
Ella Fitzgerald – Dream A Little Dream Of Me – with Count Basie – 4:06



Вернуться к списку статей